7 декабря — день ИАС ВКС России
Сегодня праздник — малозаметный для большинства населения страны: день инженерно-авиационной службы военно-космических сил (ВКС) России.
Он не входит в перечень праздников, официально признанных и утверждённых нашими депутатами федеральных инстанций. Он признается лишь в профессиональной среде, как день создания службы в исторической ретроспективе.
А моя фокусировка на этом событии, помимо прочего, обусловлена ещё и иными соображениями: необходимостью привлечь внимание общественности к проблемам ИАС.
И все же, сначала о событии, потом о проблемах. Поздравляю всех авиационных инженеров и всех специалистов ИАС ВКС с праздником — днем ИАС ВКС России. Прогресс техники претерпевает эскалацию, и роль ИАС, если сравнить её с ролями командных и иных служб, возрастает. Более того, возможно, придет время , и роль ИАС станет ключевой для достижения целей ВКС.
Стержнем инженерной мысли в ВКС являлась академия имени профессора НЕ Жуковского. Не буду здесь уточнять все метаморфозы ее перемещений и переименований — это отдельная история.
Профессура академии за годы её существования накопила огромный теоретический задел, как прикладной, так и фундаментальноой значимости, применимый на практике и в теоретических изысканиях. Интеллектуальный задел академии выполнен в интересах ВКС России, но если судить о значимости результатов исследований по критерию возможностей их использования — вес интеллектуального багажа академиков Жуковки возрастает многократно: он применяется во многих иных технических областях страны и за ее пределами.
Напомню малоизвестный общественности факт из творческой биографии только одного фигуранта академии — её основателя: Николай Егорович, помимо прочего, заложил теоретическую основу расчёта такой банальной вещи как водопровод (банальной с точки зрения обывателя).
Автор этих строк свободен сейчас от каких-то рычагов давления извне. И может говорить то, что думает.
Инженеры академии — это люди, негативно относящиеся к командной чехарде иерархических высот. Отрицательно — не потому, что они такие недисциплинированные, нет. Просто, как и любые инженеры, их извилины подчинены логике приоритетности физических законов и закономерностей, известных им из теории и на основании открытых ими новых физических законов и закономерностей. А командная риторика, чего уж там, бывает, что противоречит им — физическим законам.
Наверное, это тоже закономерность: эскалация любой командной системы, опирающейся на авторитарность, рано или поздно в своей риторике вольно или невольно намечает цели, для достижения коих так или иначе нужно нарушить физические законы. Возможно, в какой-то мере такая практика, когда невольно игнорируются видимые существующим уровнем техники и науки физические законы, и позитивна при постановке фундаментальных стратегических задач в науке. Но не в прикладных рутинных задачах обеспечения, как здесь — в службе ИАС.
И бьется сознание бедного инженера между Харибдной командного указания и Сциллой физического закона. Ни с той ни с другой страшилкой инженеру нельзя вступать в открытое противостояние: только лавировать, как мифическому Гомеровскому персонажу.
Следует констатировать печальный факт метаморфоз академии в период перестройки, обусловивший угасание научной школы академии. Её слишком долго «мариновали», перед тем как переместить в иное место. Может быть, именно этим фактом, как косвенной причиной, следует объяснить наблюдаемую сейчас череду затратных для бюджета страны аварий в ВКС?
При наблюдении извне разборок причин аварий слышен лишь грозный командный голос, а инженерного — трезвого, пытающегося разобраться в истинной причине череды неудач (речь идет о миллиардах рублей выброшенных на помойку), нет вообще, а если и есть, то его голос — голос Инженера, подобен писку комара на фоне рычащего в угрозах Командира — льва: этого колесовать, этого «на пожизненный цикл с гвоздями».
Однако техническая революция рано или поздно раскроет глаза «командирам» ВКС и «командирам» народного хозяйства, так или иначе использующим ресурсы ВКС, на тенденцию повышения значимости специалистов ИАС ВКС — в целом, и инженеров ИАС ВКС — в частности, во всем спектре задач ВКС и народного хозяйства.
Раскроет глаза на необходимость командного, распорядительного (указаниями и распоряжениями) иного обрамления этой роли не потому, что ему, «командиру», так захотелось, а потому, что ТЕНДЕНЦИЯ повышения значимости роли специалиста ИАС в задачах ВКС — это закономерность, это закон природы сущего. Специалист ИАС, инженер ИАС, научный сотрудник академии, так или иначе связанный с ИАС, становятся ключевым звеном на пути достижения прямых и косвенных (для народного хозяйства) целей функционирования ВКС (проанализируйте долю субъективного фактора в выявленных причинах аварий, взвешенную на цене ошибки в рублях).
Эта тенденция обусловлена повышением сложности применяемых технических систем, и, в частности, повышением степени интеллектуальности аппаратно-программного комплекса.
|
||
С праздником вас, специалисты ИАС ВКС, а также вас, профессора, преподаватели, выпускники и ветераны ВВИА им. НЕ Жуковского. Извините, употребляю старое название академии. В современном звучании название академии отражает не только имя Первого авиационного Инженера, но и имя Первого Космонавта (читай — командира). Кстати, Юрий Гагарин был слушателем академии Н.Е Жуковского.
При всем моем уважении к Первому космонавту, все же, считаю: инженерная академия должна быть инженерной и в названии. Это дань уважения к основателю инженерной мысли российской авиации — и «никаких гвоздей»!
Пофантазируем: на подходе технологии зарождающегося искусственного интеллекта. Уже сейчас, когда искусственный интеллект систем управления летательными аппаратами имеет зачаточное качество «интеллекта», тенденция развития беспилотных технических средств претерпевают бурное развитие. Беспилотное управление быстро войдет в нашу жизнь, как только искусственный интеллект претерпеет некоторый качественный скачёк. Когда он произойдет — скачёк качества в технологиях создания искусственного сознания, скачек качества, если применить такую аналогию, от сознания кошки, к сознанию, хотя бы, двухгодовалого младенца, способного к самообучению, — большой вопрос. Мне представляется скоро, в течении одного — двух десятилетий.
И никто не может гарантировать, что профессии летчика и космонавта-пилота в нынешнем толковании функционалов этих профессий, не отомрут. Роли и летчиков и космонавтов-пилотов, при таком оптимистическом развитии техники, будет исполнять логика искусственного интеллекта, управляемая дистанционно или недистанционно, специалистами ИАС. Обращаюсь к школьникам: делайте ставку на инженера, определяя свою будущность!
|
||
Именно специалистами ИАС, а не специально подготовленными людьми — летчиками и космонавтами-пилотами, так как требования к лицу, управляющему аппаратом, будут в первую очередь определяться уровнем инженерных знаний этого специалиста, а не физическими навыками пилотирования и знаниями теории полета. Рутину техники «пилотирования» возьмет на себя искусственный интеллект. Специалист ИАС потребуется как диспетчер, определяющий тактическое перенацеливание по задачам летающего объекта, и для быстрого реагирования на внештатные ситуации техногенного характера. А для последнего, для быстрого реагирования на техногенные внештатные ситуации, потребуются знания высококлассного инженера — в первую очередь.
Но вернемся к настоящему. О текущих затратных авариях. Приходят времена, когда цена ошибки умозрительных авторитарных «командных» решений (говоря на бытовом жаргоне — «ляпов») становится слишком высокой. На мой взгляд, если они обусловлены изъянами управления, командными «ляпами», то избежать их станет возможным, если Инженер будет услышан, если Инженер будет привлечен к анализу неудач и выработке управленческих решений. В арсенале академии есть много теоретических изысканий , решающих проблемы управления не только чисто технических систем, но и систем с фактором человеческого присутствия.
2017-12-07 ©Анатолий Пилаф (Anatoly Pilaf)