Уздечка для интернет
Интернет — это Джин, выпущенный из бутылки. Обозначим его с большой буквы, как имя собственное: обратно в бутылку его, Джина, не вернуть.
Джин вершит и позитивные и негативные в некотором смысле дела, а мы и молимся ему и боимся его.
Впрочем, есть один исход развития человечества, обозначенный высказыванием известного ученого, мол, я не знаю каким оружием человек будет вести третью мировую войну, но четвертая будет с палкой и камнем. Если это саркастическое пророчество сбудется, то он, Джин, вновь окажется на какое-то время или навсегда в бутылке.
Однако человечество живет сегодняшним днем: угроза обозначилась — государственные институты и общественные организации социумов планеты, сформированные на протяжении тысячелетий натиском эволюции, импульсивно реагируют на нее.
Реагируют в спешке — пытаются набросить на народившуюся в одночасье виртуальную среду уздечку классического типа «не пущать, запрещать». И, даже, мелькают мнения о формировании особых критериев оценки содержимого контента после того, как этот контент попадет в утробу Джина.
Поясняю: задача определения, что такое «хорошо» и что такое «плохо», в какой-то мере уже решена в Законе каждого из Государств. Закон, однако, фокусируется в большей мере на том, что является однозначно (или не очень однозначно) плохим — делай все, что не запрещено. То, что запрещено (читай «плохо»), описано в Законе скурпулезно, то, что не «плохо» — не описано.
Процессы модификации Закона для категории что такое «плохо» в виртуальной среде и как это «плохо» по Закону исправлять имеют тенденцию к ужесточению. Однако весьма затруднительно обеспечить требуемый уровень (читай – безопасности) в конкретном сосуде, не воздействуя на другие сосуды – сообщающиеся с ним. Из этого суждения следует: тенденция закручивания гаек – усиление жесткости Закона с намерением обуздать Джина в автономно действующем Государстве (в отрыве от других Государств) подобна случаю, обозначенному в русской поговорке «носить воду в решете».
Но предположим: достигнуто единогласие Законов всех Государств в вопросах управления виртуальной средой жесткими методами — наказанием за то, что сделано плохо. Наказанием за то, что Джин не туда ступил: вправо, влево — расстрел для Джина. Все Государства действуют согласованно и одновременно по любому прецеденту нарушения Закона в виртуальных границах. И это единогласие, несомненно, обусловит синергетический эффект в пользу главной проблемы управления, но, думаю, все же, не решит ее. Это будет частичное решение — заплатка . Причину такой неудачи следует искать в узком месте механизмов исполнения Закона — в «последней миле» привода системы управления Джином. Аргументы привожу ниже.
Небольшая ремарка: в средах общественных организаций, связанных с проблематикой интернет, проявились интенции создать виртуальные ареалы, где однозначно определено лишь то, что «хорошо» и, даже, обозначить эти намерения действием. Идея заманчивая и интуитивно ложится елеем на душу, мол, вот, за этим заборчиком , где написано слово «хорошо», ждет меня, обыкновенного путешественника виртуальных пространств, рай. Хочется надеяться, что они знают, что такое «хорошо», что такое хороший (позитивный) контент — вопрос нетривиальный.
Я — человек простой, и для начала в целях экономии душевной энергии всегда мыслю, что все, что «хорошо» — есть то, что не «плохо», и наоборот, все, что «плохо» — есть то, что не «хорошо». То есть, что у категорий «плохой» и «хороший», если мыслить их подмножествами контента интернет, имеется общая граница. А контент, исходя из этой прямой логики, делится на «плохой» и «хороший» — и ни на что иное. Только так: либо черное, либо белое.
Но в идеях продвижения позитивного контента контекстно мыслится, что у «плохого» и «хорошего» нет общей границы. Тогда его следует делить на «плохой» (определенный Законом), «хороший» (позитивный), определенный некоторыми решающими правилами (?), и контент третьей категории – то, что одновременно и не хорошо и не плохо, в общем – серый контент.
В этом случае, может оказаться, что серый контент, подобно гипотетической темной материи вселенной, составит наиболее значимую долю суммарного контента в интернете.
Однако, оставим вопрос определения критериев для хорошего, плохого, серого контента. Есть иная, более значимая с точки зрения существующей парадигмы управления Джином подзадача, необходимая для достижения главной цели управления в интернет. Ее ни проехать ни пройти при существующем подходе управления виртуальными средами . Именно ее я называю «последней милей» в системе управления Джином.
Речь идет о смысловой оценке контента. Согласись , читатель, если управление в интернет сопряжено с задачей оценки контента по содержанию, то сейчас это можно сделать только посредством использования экспертных систем, предусматривающих участие людей, а не программ, т.к искусственный интеллект по состоянию на «утро 21 века» — дитя в колыбели. Ему , искусственному интеллекту, с обозначенной подзадачей — оценкой контента по содержанию — без участия человека, думаю, не справиться как минимум до «полудня».
Учитывая, что объем информации в интернете растет с неимоверной скоростью, следует вывод: интернет-Джин НЕ УПРАВЛЯЕМ посредством традиционной уздечки — не хватит необходимого количества людей-экспертов для анализа контента в нужные сроки.
Здесь, думаю, для всех участников решения обозначенной проблематики поначалу целесообразен чей-то взгляд с птичьего полета на интернет-среду, чтобы на основе этого свежего видения можно было говорить об ЭФФЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ новой коммуникативной средой. Вернее не чей-то, а конкретно – взгляд специалистов-теоретиков, специализирующихся на задачах управления.
И тогда, быть может, окажется, что эффективным будет выбор таких методов управления, где НЕ ТРЕБУЕТСЯ АНАЛИЗ СОДЕРЖИМОГО КОНТЕНТА, или таких, где методы управления, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ АНАЛИЗА СОДЕРЖИМОГО КОНТЕНТА, составляют ядро системы управления Джином — виртуальной средой планеты.
Скорее всего, если суждено этому быть, эффективное управленческое начало для виртуальных пространств планеты Земля, обозначенных здесь именем Джин, будет найдено не в среде государственных жестких ограничительных механизмов, а в средах планетарных общественных организаций, подобных w3c, мягко и ласково воздействующих на дикого Джина через рекомендации.
2016-02-26 © Anatoly Pilaf
Иллюстрация: кадр из мультфильма Aladdin (Walt Disney)